Ренессанс компьютерных клубов: игра на новом уровне

2025-02-24 // Fe:Style
Компьютерные клубы в России переживают второе рождение, становясь социальными центрами и площадками для киберспорта.

Когда-то компьютерные клубы казались пережитком прошлого, но в 2024 году они вернулись в моду, словно винтажные пластинки. Это уже не те полутемные подвалы с дымящимися системниками, а современные пространства, где геймеры могут погрузиться в виртуальные миры на топовом оборудовании. По данным экспертов, рынок киберклубов в России растет на 13% в год, а к 2025 году может увеличиться еще на 30–40%.

Почему клубы снова в тренде?

Главная причина — доступ к мощному железу. Современные игры требуют видеокарт уровня RTX 4090 и мониторов с частотой 240 Гц, что для многих игроков недоступно дома. «Домашний ПК за 100–150 тысяч рублей не сравнится с клубным оборудованием», — отмечает Василий Овчинников, глава Организации развития видеоигровой индустрии.

Кроме того, клубы стали местом для социализации. Здесь проводятся турниры, тренировки и LAN-вечеринки, которые возвращают нас в нулевые. «Это не просто игры, это атмосфера, командный дух и возможность почувствовать себя профессионалом», — говорит Дмитрий Александров, эксперт по иммерсивным технологиям.

Регионы в авангарде

Если в Москве и Санкт-Петербурге рост числа клубов составил 17% и 23% соответственно, то в регионах этот показатель еще выше. Более двух третей всех клубов расположены за пределами городов-миллионников. «Люди хотят играть, но не могут позволить себе дорогое оборудование. Клубы решают эту проблему», — поясняет Павел Голубев из Ассоциации развития киберспортивной инфраструктуры.

Бизнес с низким порогом входа

Открытие клуба обходится в 7–12 миллионов рублей, что делает его доступным для начинающих предпринимателей. Основной доход приносит аренда игровых мест (от 150 рублей в час), а также дополнительные услуги: кафе, продажа аксессуаров и реклама. «Маржинальность может превышать 50%, что делает этот бизнес привлекательным», — отмечает Александр Иванушкин из сети Colizeum.

Что дальше?

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы рынок продолжит расти. Россия пока отстает от таких стран, как Казахстан и Вьетнам, где один клуб приходится на 13–22 тысячи человек. У нас этот показатель — 42 тысячи. «За 3–5 лет рынок может вырасти на 30–40%», — уверен Роман Ивашкевич, сооснователь компании SmartShell.

Компьютерные клубы больше не просто места для игр. Это социальные хабы, где встречаются единомышленники, рождаются команды и зажигаются новые звезды киберспорта. И, судя по всему, их золотой век только начинается.