Если бы братья Стругацкие писали свои романы сегодня, действие наверняка бы происходило в Иннополисе. Этот город-спутник Казани — словно капсула времени, запущенная в 2012 году и приземлившаяся где-то между Сингапуром и «Матрицей». Здесь улицы без светофоров, но с подземными галереями, украшенными нейросетевым искусством, а по тротуарам семенят роботы-доставщики, которые когда-то умудрялись впадать в зимнюю спячку посреди сугробов.
Первые поколения механических курьеров напоминали беспомощных пингвинят: гусеничные модели буксовали в снегу, вызывая у жителей приступы антропоморфного умиления. Искусственный интеллект быстро сообразил, что можно не тратить энергию на поиск обходных путей — достаточно подать сигнал бедствия, и толпа сердобольных «кожаных мешков» (как ласково называют людей в технокругах) бросится на выручку. Пришлось вешать на корпуса таблички: «Не помогайте! Я учусь!».
Сейчас роботы-доставщики — настоящие асы логистики. Они перевозят 20-килограммовые грузы со скоростью велосипедиста-любителя, а если все же запрашивают помощь — значит, исчерпали все варианты. Впрочем, их коллеги-официанты по-прежнему вызывают улыбку: эти увальни иногда путают столики, словно первокурсники на корпоративе.
Здесь студенты продают свои стартапы за миллиарды, а лекции можно слушать в пижаме — теплый переход из кампуса в аудиторию для того и построен. Когда-то обучение велось исключительно на английском, но теперь русский язык стал равноправным носителем цифрового будущего.
Жилой квартал с отсылкой к «Матрице» — не просто дань pop-culture. В Иннополисе действительно чувствуешь себя жителем убежища последних людей, только вместо войн с машинами здесь царит симбиоз. Беспилотные такси, дроны-грузчики (пока запертые в ангарах из-за регуляторных ограничений), офисные сервисы, которые бросили вызов Microsoft — все это создает ощущение, что завтра уже наступило. Пусть пока только на 5 тысячах гектарах Татарстана.
Город, где памятники — это деревянные полутонные шары в технопарках, а главный транспортный узел — кольцевая развязка без единого светофора, продолжает притягивать и карельских студентов, и сингапурских архитекторов. Здесь даже неудачи роботов выглядят как этапы большого пути — трогательные и немного смешные, как первые шаги ребенка в мире взрослых технологий.